Действующим законодательством, а часто и договором поставки предусмотрено право отказа покупателя от поставленного товара. Ситуация эта крайне неприятна для поставщика – товар закуплен, средства затрачены, понесены расходы на транспортировку и таможенную очистку товара.
Для того, чтобы избежать таких ситуация, рассмотрим, когда и при каких основаниях покупатель может отказаться от товара.
Рассмотрим те случаи, когда товар уже прибыл к покупателю
1. Поставленный товар имеет существенные недостатки
Покупатель вправе отказаться от приемки товара, имеющего неустранимые недостатки, либо недостатки, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
Что делать поставщику:- фиксировать качество и состояние товара в момент его отгрузки,
- участвовать в отгрузке и проверке качества товара дабы избежать разногласий по поводу качества товара с покупателем.
Иногда целесообразно привлекать к проверке товара независимого эксперта.
2. Товары, переданные покупателю, не соответствуют ассортименту, согласованному договором.
В этом случае ст. 468 ГК РФ дает покупателю право как отказаться от всех поставленных товаров, так и отказаться только от той части, которая не соответствует ассортименту.
Что делать поставщику: - фиксировать ассортимент поставляемого товара в приложениях в договору,
- соблюдать условие об ассортименте;
- участвовать в процессе передачи и приемки товара.
3. Товар поставлен в меньшем количества, чем согласовано договором
В случае, если поставлено меньшее количество товара или партии товара, чем установлено договором, покупатель в силу ст. 466 ГК Ф вправе среди прочего отказаться от приемки поставленного товара.
Что делать поставщику:
- установить в договоре срок, в течение которого покупатель должен уведомить о несоответствии товара,
- фиксировать количество поставляемого товара при отправке или отгрузке,
- предложить покупателю допоставку товара в кратчайшие сроки.
4. Продавец не передает относящиеся к товару принадлежности или документы
Перечень таких принадлежностей и документов может быть установлен договором либо законом. Если продавец не передал их при отгрузке товара, то покупатель должен назначить разумный срок для их передачи.
Но если и после истечения этого срока принадлежности и документы не переданы, покупатель вправе отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Что делать поставщику:
- ограничить договором перечень документов и принадлежностей, относящихся к товару, оставив только те, что необходимы;
- при передаче товара фиксировать документально и передачу принадлежностей и документов;
- передать документы с тот срок, который установлен покупателем, если они не переданы вместе с товаром.
5. Поставщик не произвел монтаж поставленного оборудования
Если в договоре установлена обязанность поставщика смонтировать оборудование, но эта обязанность им не исполнена, то покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества, даже если он поставлен в срок.
Что делать поставщику:
- четко фиксировать в договоре: кто обязан произвести сборку или монтаж оборудования;
- в установленные сроки монтировать;
если покупатель не допускает до монтажа- фиксировать это актами.
Важно понимать, что на этапе возникновения первых разногласий, все недостатки необходимо фиксировать письменно и уведомлять об этом другую сторону. Равно как важно зафиксировать и любое противодействия со стороны Покупателя, в том числе – отказ от приемки, недопуск на территорию разгрузки, отказ в допуске для завершения монтажа.
Автор статьи: Сотникова Елена Сергеевна
адвокат, партнер Адвокатская контора "Сотниковы и Партнеры"